Варианты заделки концов канатных стропов

23.01.2021

Грузоподъемные стропы из стального каната – самый востребованный на украинском рынке вид съемных грузозахватных приспособлений (СГП). По объему производства канатные стропы занимают 1 место, опережая грузозахватные приспособления из текстиля и цепи классов G-80 и G-100. Именно грузовые канатные стропы имеют больше вариантов строповки груза из-за огромного разнообразия конструкций (СКП, 1СК, строп «на удавку», кольцевой СКК, многоветвевые «пауки» и т.д.).

Грузовые канатные стропы отличает:

  • достаточная несущая способность и разрывные характеристики (запас прочности должен быть не ниже 5:1);
  • сглаживание резких динамических рывков (канат частично поглощает кинетическую энергию во время рывков, защемления груза);
  • быстрое изготовление (подразумевается заделка концов каната алюминиевой втулкой под давлением через матрицу в гидравлическом прессе);
  • медленное разрушение проволок, что позволяет визуально контролировать состояние каната и своевременно выбраковывать и изымать его из эксплуатации;
  • возможность установки крюков в качестве концевого элемента расширяет варианты строповки груза.

Рис. 1 Канатные 4-х ветвевые стропы «пауки»

Альтернативой заделки концов каната для формирования петель стропа посредством опрессовки является заплетка – свободный конец распушивается на пряди, которые далее вплетаются в тело стропа в несколько проколов (проходов). Количество проколов зависит от диаметра стального каната. После отрезания технологических припусков, торчащие концы прядей заделываются с помощью оклетневки, чтобы избежать травмирование стропальщика и придать стропу эстетичного внешнего вида.

Важно! Чтобы предотвратить излом и перетирание стального каната при формировании петли путем опрессовки втулкой, используют специальный коуш DIN 6899B. Размер желоба коуша соответствует диаметру каната.

Зажимы для канатов

Это самый простой вариант формирования петли на конце стального каната для быстрого изготовления стропа или растяжки. Для установки зажимов потребуется гаечный ключ. Но не все зажимы одинаково подойдут для изготовления  грузозахватных средств и канатных вантовых расстяжек. Например, зажимы DIN 741 можно использовать в любой сфере, кроме грузоподъема. А для грузоподъемных операций лучше использовать зажимы HDG G450. Стропы, изготовленные путем установки зажимов, не предназначены для постоянного использования, а только для разовых/аварийных работ в случае отсутствия на объекте альтернативных грузозахватных приспособлений.

Важно! Количество зажимов на одной петле — не менее трех. Расстояние между зажимами должно равняться 6-ти диаметрам каната. При этом колодка должна находиться на канате несущем нагрузку, а U-образный болт — на холостой ветви.

Рис. 2 Схема установки зажимов для формирования петли стропа

Ванты

Одним из самых надежных и практичных вариантов заделки концов каната являются ванты — заливные концевые крепления (муфты, втулки заливные), которые используются в качестве такелажной оснастки парусных суден для устойчивости мачты, крепления подвесных мостов и других строительных конструкций, растяжек для вертикальной устойчивости осветительных мачт и антенн.

Для изготовления вантовых растяжек специалисты рекомендуют использовать заливные втулки известного европейского производителя такелажа компании «ROPEBLOCK». Они бывают закрытой и открытой (разъемные) конструкции. После изготовления и успешного испытания на прочность нагрузкой, на 30% превышающую номинальные разрывные характеристики MBL, каждой муфте присваивается серийный паспортный номер.
 

Рис. 3 Заливные втулки ROPEBLOCK открытой и закрытой конструкции

Заделка концов стального троса с применением заливных муфт ROPEBLOCK, выполненная в соответствие с требованиями EN 13411-4, обеспечивает надежное соединение втулки и троса, параметры которого не уступают разрывным характеристикам самого каната.  Для получения ванта в муфту устанавливают свободный конец каната, куда заливается цинк либо цинксодержащий сплав в расплавленном состоянии.

Преимущества вантовых расстяжек с муфтами на конце:

  • прочность соединения не ниже прочности стального каната;
  • исключаются перегибы каната за счет отсутствия петли;
  • удобно работать со стальными тросами больших диаметров;
  • изготовление вантов точных размеров и очень малых длин;
  • отсутствуют выступающие части, торчащие пряди и т.д.

Конструкция вантов из заливных втулок может быть реализована по-разному: на концах установлены разные типы втулок, расположение муфт в одной плоскости либо под углом. Длина вантовой растяжки с открытыми муфтами считается по центрам съемного пальца, с закрытыми – по внутренним касательным точкам.

Рис. 4. Конструкции вантов на основе заливных муфт